Не только своей любовно подобранной коллекцией CD жив и радостен настоящий мЫломан: у всякого нашего брата непременно имеется и полочка с любимыми фильмами. А чаще и не полочка никакая, а вовсе даже стеллаж. При этом особо усердны в кинофилии поборники металлической и готической сцен - вот в чьих собраниях самый сок и самое буйство, вот у кого можно встретить максимальные редкости и забубенности, вот с кем по-настоящему приятно побеседовать на тему, так настолько ли плох четвертый "Фантазм", как его малюют, и получить компетентный, аргументированный ответ. И самое главное - вот откуда эта публика черпает свое своеобразное вдохновение.



НАИБОЛЕЕ КУЛЬТОВЫЙ

Hellraiser - "Восставший из Ада"

Вряд ли отыщется человек, с сюжетом "Восставшего из Ада" незнакомый вовсе, но я, все-таки, напомню исключительно для порядка: несколько веков назад была создана шкатулка-головоломка, открывающая щель прямиком в Пандемониум. К победно собравшему головоломку ту неспешно являлись демоны-синобиты, которые, для начала пофилософствовав на тему несомненных достоинств вечных мук и прелестей изощренных истязаний, столь же неспешно переходили к делу, на фоне которого процедуры доктора Менгеле являли собой детский лепет.

В высшей степени отличный писатель Клайв Баркер (в последние годы, правда, сильно сдавший) набрел на сюжет "Хэллрайзера", посещая садо/мазо и фетиш-клубы. Так что брутальная, латексная эстетика картины объясняется очень легко и просто. В 1987-м Баркер собственную повесть экранизировал, тем впечатав себя в золотой фонд жанра совсем уж рубиновыми буквами. К этому дню у "Восставшего из Ада" есть семь сиквелов, но серьезно относиться стоит лишь к оригинальной квадрилогии: фильмы с пятого по восьмой снимались сразу для выпуска на видео и с баркеровым застрелом имеют уже мало общего. За исключением неизменного Пинхэда - Булавкоголового (роль, вот уже двадцать лет дающая на хлеб с маслом актеру Дагу Брэдли), главного синобита, ставшего символом всей франшизы.

На будущий год Голливуд грозится римейком самого первого "Хэллрайзера", с чего ортодоксальные фанаты особой радости не питают. Скорее всего - и правильно делают.

НАИБОЛЕЕ УГРЮМЫЙ

Phantasm - "Фантазм"

Инфернальный гробовщик Верзила (Ангус Скримм - уникальный человек, заслуживающий отдельной статьи. АС - это, кстати, псевдоним) предпринимает мрачный гешефт: переезжая из одного небольшого городишки в другой, он опустошает провинциальные кладбища под корень. Добытые трупы, используя нездешнюю спецтехнологию, Верзила конвертирует в сморщенных зомби-карликов, направляя их в иной, параллельный, мир - на гаденькую и страшненькую красную планету в качестве рабской силы. Внимательный, неравнодушный подросток и лысый мороженщик постепенно осознают всё противоестественное величие планов Верзилы и, как и всякие патриоты Земли, хотят помешать окончательному торжеству некрофилии. Но Верзила не просто подл, а еще и хитер, и как-то совсем уж себе на уме. Поэтому эпопея мощно растянулась на четыре части, последняя (на сегодня) из которых - "Фантазм. Забвение" - пустилась в мозголомный сюрреализм и, вопреки обещаниям, не только не дала ответов на ряд краеугольных вопросов, но и запутала ситуацию еще больше.

Среди неподготовленной аудитории бытует мнение, что "Фантазм" - дебют Дона Коскарелли, моментально подкинувший его в пантеон хоррор-режиссеров. Это не есть так. Начал названный задолго до 1979-го - года выхода первого "Фантазма", и отнюдь не в жанровом кино. Изначально Коскарелли практиковался на подростковых драмах и семейных комедиях, но всё это время мысля о чем-то большем. И это что-то большее, как понимаем, - "Фантазм", один из самых необычных и зловещих сплавов фантастики и ужасов, потрясающее атмосферное кино, от которого то и дело сердце падает и запутывается в животе. Зомби в противогазах и с бензопилами, форменные серебристые летающие сферы-вивисекторы и параноидальная липкая жуть - как всё это можно не полюбить от души?!

НАИБОЛЕЕ ТРЭШЕВЫЙ

Re-Animator - "Реаниматор"

Гениальный (в своем роде), но в принципе лишенный каких бы то ни было моральных установок и ограничений студент Герберт Уэст создает некую микстуру (на вид - разумеется! - зелененькую и фосфоресцирующую), могущую оживлять мертвую ткань. Причем особо по этому поводу не заморачиваясь: хоть отдельно взятый палец, хоть дохлого кота, хоть покойного и расчлененного коллегу. Успех, на первый взгляд, грандиозен и несомненен, если б не побочный эффект: реанимированные запчасти ведут себя крайне агрессивно и имеют дурную привычку рвать и метать всё, что попадается у них на пути. А кое-кто, наиболее разнузданный, еще и не теряет половых ориентиров: таким образом, мы получаем голову, пытающуюся заняться оральным сексом (ну, да, каким же еще?!).

Формально, "Реаниматор" - это экранизация повести Лавкрафта. Но такого безудержного, дикого буйства, как в фильме, в ней нет. Си ингредиенты целиком и полностью на совести создателей картины, культового тандема Стюард Гордон/Брайан Юзна, смело и кишечно склепавших ультимативно осатанелую версию "Франкенштейна" с мозгами набекрень. Всего было снято три "реаниматорских" картины (последняя, наименее удачная, - в 2003-м), но сейчас Гордон и Юзна, чьи дорожки разошлись было, работают над новой трилогией, сим повергая болельщиков в благоговейный столбняк.

НАИБОЛЕЕ ПРОТЯЖНЫЙ

Friday the 13th - "Пятница, 13-е"

В тихом американском пионерлагере на Хрустальном озере как-то произошло грустное: утоп мальчик по имени Джейсон, по фамилии Вурхиз. С годами он несколько намок, что повлияло на его характер не самым лучшим образом, и теперь мистер Вурхиз, для форсу бандитского прикрыв рожу вратарской маской, с другом своим, тесаком, влажно шляется везде и кроваво карает всех, кто ему не мил. А не милы ему, оказывается, все. Без исключений и поправок.

Снимая первый фильм про дохлого малька, Шон Каннингем вряд ли знал, во что всё выльется в конечном итоге: он всего-то и хотел, что слегка приармяниться к славе "Хэллоуина", к тому моменту имевшего устойчивый успех и почитание... Теперь же более чем классический слэшер "Пятница, 13-е" - самый долгоиграющий хоррор-эпос. Не столько по годам, сколько по поголовью входящих в него фильмов: с 1980-й по 2003-й в рамках франшизы снято целых одиннадцать полнометражных картин. Таким образом, основные конкуренты обойдены довольно внушительно (для сравнения: "Кошмар на улице Вязов" - восемь лент, а сам "Хэллоуин" - девять). И это при том, что в ближайшее время Джейсон обещает появиться на экранах еще как минимум один раз (а то некоторые успели соскучиться).

НАИБОЛЕЕ ДУРАЦКИЙ

Children of the Corn - "Дети кукурузы"

Однажды в микроскопическом городишке Гэтлин, что в Небраске, все дети разом услыхали слово божье. Но не того бога это было слово, что босиком сидит на облаке, свесив ноги вниз. Это был какой-то другой бог, явно зловредный и желающий преудивительного: бог велел выкорчевать всё взрослое население Гэтлина, создать культ, почитающий Того, кто ходит за рядами, и подпитывать его, за рядами, собственно, ходящего, регулярными человеческими жертвоприношениями. А не то худо будет. Дети слабо представляли себе, куда уж еще хуже, но культ был исправно создан, пророк - назначен, а все, кто достигал совершеннолетия, шли на жертвенник. Не говоря уж про приблудных тетенек и дяденек, происходящим страшно потрясенных и шокированных.

"Дети кукурузы" - явление в хорроре очень удивляющее: до сих пор масса фанатов жанра истово недоумевает, каким образом эту идею, взятую из рассказа Стивена Кинга ровно тридцатилетней давности, удалось растворожить на семь фильмов?! И это при том, что для исчерпывания темы с лихвой хватило уже одной лишь короткометражки 83-го года "Апостолы ворона" - той, что предшествовала первым "Детям к." Фрича Кирша. Хотя, с другой стороны, для по-настоящему пытливого киномана от Children of the Corn все-таки есть прок. Например, в пятой части - "Поля страха" - дебютировала сочная Ева Мэндез, а в третьей - Чарлиз Тэрон. Не говоря уже про Линду Хамильтон в ленте Кирша.