Софиевский собор.
Созданная в далеком XI веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Иларион сказал: „Церкви дивна и славна всем округниим странам..." Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. Важное градостроительное значение сохранил храм в последующие времена — и после нашествия орд степных кочевников в грозном 1240 году, когда, ограбленный, но уцелевший, он был действующим городским собором; и в XVII веке, когда на его подворье строились деревянные монастырские здания; и в XVIII веке, когда вокруг него вырос ансамбль каменных барочных сооружений, украшающий Киев и в наши дни.
С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь происходили торжественные церемонии „посажения" князя на киевский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг. У стен собора собиралось киевское вече. Значение общественного центра сохранила София и в последующие века. В памятный январский день 1654 года на площади перед собором киевляне приветствовали исторические решения Переяславской рады.
Перестройки XVII—XVIII вв. в корне изменили первоначальный внешний вид памятника, но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции XI века. Основные размеры внутри здания (37 х 55 метров и высота 29 метров) остались прежними. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид (что отражало внутреннюю пятинефную структуру), с севера, запада и юга собор окружали два ряда открытых галерей — двухэтажные внутренние и одноэтажные наружные. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные лестничные башни для подъема на хоры. Восточная оконечность северной галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других политических деятелей Древней Руси).
Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала открытая кладка стен — ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого кирпича (плинфы) на розовом цемяночном растворе.
Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы XI века. Это — стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол, поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещает центральное подкупольное пространство. В XVIII веке над одноэтажными галереями были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранились западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части (аналогичная южной и северной) и древние хоры над нею. Поэтому центральное подкупольное пространство, имевшее в древности форму равноконечного креста, в западной части изменило первоначальный вид.
Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской XI века — 260 квадратных метров мозаик (изображений, набранных из кубиков разноцветной смальты) и около 3000 квадратных метров фресок, выполненных водяными красках» по сырой штукатурке. Сохранившиеся мозаики и фрески — это третья часть всей живописи, украшавшей в старину здание. К XVII веку относятся первые известных поновления фресок Софии, выполненные клеевыми красками. На рубеже XVII— XVIII вв. все стены собора были оштукатурены и побелены. Поверх этого слоя на протяжении XVIII столетия стены покрывали масляными росписями. В XIX век фрески были раскрыты, но их вновь поновили маслом, в основном сохранив при этом древний рисунок. В местах утраты фресок были сделаны добавления штукатурки и живописи.
С организацией музея в Софийском соборе проведены огромные реставрационных работы: очищены мозаики, с фресок удалены позднейшие масляные наслоения штукатурка и роспись укреплены. Поздние изображения оставлены только там, где не сохранилась древняя штукатурка. Поэтому, кроме мозаик и фресок XI века, не стенах собора мы видим отдельные произведения XVII—XVIII вв. и работы ХIX столетия. В основном живопись эта религиозного содержания, но для нас она ценна своими художественными достоинствами — рисунком, цветовым решением, композиционными приемами, передачей внутреннего мира человека.
Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле — характерная черта Софии Киевской. Сверкающие красочные мозаики украшают главный купол и цен тральную апсиду, привлекая внимание входящего к алтарной части храма. На мозаиках изображены основные персонажи христианского вероучения: в зените купола в медальоне — Христос-Вседержитель, вокруг него — четыре фигуры архангелов, и: которых сохранилась мозаичной только одна в голубом одеянии (остальные дописаны М. Врубелем в 1884 году). В простенках барабана — двенадцать апостолов (мозаичным уцелело частично изображение Павла). На парусах — четыре евангелиста (наиболее полно дошло до нас изображение Марка). На столбах предалтарной арки размещена сцена "Благовещение": слева — фигура Гавриила, справа— девы Марии. Над ними на арках выполнены изображения мучеников в медальонах. Над алтарной аркой хорошо сохранилась мозаичная композиция „Деисус" ("Моление"). В своде главного алтаря — величественная шестиметровая фигура Оранты; в среднем регистре апсиды — многофигурная композиция "Евхаристия" (символическая сцена причащения апостолов), вверху — "Святительский чин" (фигуры святителей и архидиаконов).
В наборе мозаик использована в основном смальта — сплав стекла с солями и окисла ми металлов, однако встречаются и кусочки природного камня. Кубики смальты (размер которых в среднем 1 кубический сантиметр) вдавливались непосредственно на стене в сырую штукатурку. Исследователи считают, что над их выкладкой работали восемь художников-мозаичистов (имена неизвестны). Мозаики отличаются яркостью и цветовой насыщенностью. Их палитра насчитывает 177 оттенков. Треть всей площади мозаик — это золотой фон. На нем выполнены изображения преимущественно в синих, серо-белых и пурпуровых тонах. Каждый цвет имеет ряд оттенком (красно-розовый — 19, синий — 21, зеленый — 34, золотой — 25 и т.д.). Для мозаик характерны с одной стороны — сочетание крупных цветовых пятен, воспринимаемы) на большом расстоянии (синее одеяние Оранты на золотом фоне, насыщенный малиновый престол в центре „Евхаристии" в сочетании со светлыми серо-белыми одеяния ми апостолов и синими хитонами на фигурах Христа), с другой стороны — сложная тонкая нюансировка цвета в передаче лиц, складок одежды и т.д. В этом отношении интересно изображение Гавриила из "Благовещения".
Мозаики алтаря и главного купола являются органичной составной частью единого ансамбля росписи Софии, остальная часть которой представлена фресками.
Фресковые изображения в большей или меньшей степени сохранились во всех древних помещениях собора, и в первую очередь на стенах центрального подкупольного пространства (евангельские сцены).
В боковых алтарях — жертвеннике и диаконнике — мы видим циклы фресковых композиций, рассказывающие о деве Марии (придел Иоакима и Анны) и о деяниях апостола Петра (придел Петра и Павла).
Росписи южного алтаря (Михайловского) посвящены архангелу Михаилу, которого считали на Руси покровителем Киева и княжеской дружины. Фрески крайнего северного алтаря повествуют о святом Георгии — духовном патроне князя Ярослава Мудрого.
Интересный цикл фресковых росписей сохранился на хорах. Это сюжеты „Встреча Авраамом трех странников", "Гостеприимство Авраама", "Жертвоприношение Исаака", „Три отрока в пещи огненной", „Тайная вечеря", „Чудо в Кане Галилейской и др.
Большое место в росписях собора занимают орнаменты: они обрамляют оконные и дверные проемы, подчеркивают линии арок и сводов, сбегают по плоскостям пилонов и столбов, панелью проходят над полами.
Цветовая гамма древних фресок строилась на сочетании темно-красных, желтых, оливковых, белых тонов и голубого фона. Для росписей Софии характерна четкость композиции, выразительность образов, красочность, органичная связь с архитектурой.
Весь ансамбль стенописи Софии Киевской по своему содержанию был подчинен единому замыслу — пропаганде христианского вероучения и утверждению феодальной власти. Вместе с тем росписи главного храма государства должны были отразить величие Киевской Руси, ее международное признание, роль киевского княжеского дома в политической жизни Европы. Поэтому в Софии большое место отведено светским композициям.
На трех стенах центрального нефа, напротив главного алтаря, был написан семейный портрет основателя собора князя Ярослава Мудрого. В центре этой огромной композиции находилось изображение Христа с фигурами княгини Ольги и князя Владимира. С двух сторон к этой группе подходили Ярослав, его супруга княгиня Ирина, их сыновья и дочери. Возглавлял процессию Ярослав, держащий в руках модель собора. Здесь Ярослав — строитель города и основатель митрополичьего храма — выступал как продолжатель дел своей прабабки Ольги и отца Владимира, которые много сделали для объединения славянских племен, укрепления Киевской Руси и установления равноправных отношений с Византией и другими странами. Члены семьи Ярослава также играли видную роль в политической жизни Европы: супруга князя была дочерью шведского короля, два его сына были женаты на византийских принцессах, дочери были королевами Франции, Норвегии, Венгрии. По словам писателя того времени Илариона, Русь была ..ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли".
К сожалению, до наших дней от этой фресковой композиции уцелели лишь фигуры детей Ярослава на южной и частично на северной стенах. Об остальных изображениях рассказывает рисунок голландского художника А. ван Вестерфельда, видевшего фреску в середине XVII века.
Та же смысловая линия продолжается в росписях двух лестничных башен собора. В настоящее время ученые доказали (доктор исторических наук С. А. Высоцкий), что фрески повествуют о важном политическом и культурном событии в жизни Киевской Руси середины Х века — о приезде в столицу Византии киевской княгини Ольги и о почете, оказанном ей императором Константином Багрянородным.
И в северной, и в южной башнях живописный рассказ начинается снизу и продолжается соответственно по мере подъема вверх.
Фрески северной башни показывают торжественный въезд Ольги в Константинополь. От этой композиции уцелели лишь фрагменты отдельных сцен, изображающих императрицу со свитой и императора Романа (сына Константина Багрянородного) на белом коне. На верхней площадке лестницы сохранилась большая композиция Княгиня Ольга на приеме у Константина Багрянородного". В левой ее части — император, сидящий во дворце на троне, и два телохранителя, вооруженных копьями и щитами. В правой части композиции в центре изображена княгиня Ольга. На голове ее — корона, из-под которой на плечи спадает белый прозрачный плат. Рядом с Ольгой — женщины из ее свиты.
Главной композицией в южной башне является фреска "Ипподром", рассказывающая о втором приеме княгини императором — на константинопольском ипподроме, где она была свидетельницей конных состязаний.
В верхней части башни хорошо сохранилось изображение дворца ипподрома — большого трехэтажного здания, в открытых галереях которого располагались зрители. Справа в императорской ложе сидит император Константин Багрянородный. Художник убедительно передал его портретные черты — выразительные глаза, большой нос с горбинкой, бороду. Рядом — княгиня Ольга в светлом одеянии, со сложенными на груди руками. С представлениями на ипподроме, по-видимому, связаны фресковые композиции "Акробаты" и "Скоморохи", где музыканты играют на струнных, ударных и духовых инструментах (среди них — пневматический орган). На стенах обеих башен хорошо видны орнаменты, символические рисунки и многочисленные охотничьи сцены: "Охота на медведя", "Борьба ряженых", "Охота на вепря" и др. Эти фрески повествуют о быте феодального двора, об охотничьем промысле, о животном и растительном мире Киевской Руси.
Фрески башен — уникальный памятник средневекового монументального искусства и важный исторический источник, свидетельствующий о культурных связях Киевской Руси и Византии.
Интересные росписи сохранились в бывшей крещальне собора. Здесь обращает на себя внимание фресковая композиция XI века "Сорок севастийских мучеников". Крещальней помещение стало на рубеже XI—XII веков, когда в арку галереи была встроена апсида. Фрески апсиды — ..Крещение" и фигуры святителей — отражают стилистические особенности монументального искусства того времени.
До наших дней дошли замечательные памятники древней пластики — орнаментальные шиферные плиты парапетов хор, резной мраморный саркофаг, в котором находятся останки князя Ярослава Мудрого, погребенного в 1054 году.
В художественном оформлении древнего собора большую роль играли полы: в центральной части они были мозаичные, в боковых нефах, на хорах, в усыпальнице— керамические, украшенные цветной поливой. Фрагменты древних полов уцелели до настоящего времени.
На стенах собора открыты древнерусские надписи — граффити, процарапанные острым предметом по фресковой штукатурке. Особую ценность имеют граффити, содержащие сведения об исторических событиях и культуре Киевской Руси. Уникальным граффито является древняя славянская азбука, которая проливает свет на историю происхождения кириллицы.
Из произведений искусства XVIII века в Софии сохранились резной деревянный позолоченный иконостас, медные золоченые двери в нартексе, отдельные фрагменты живописи.
Особое внимание посетителей привлекают подлинные мозаики, фрески и шиферный рельеф из Михайловского Златоверхого собора (начало XII века), хранящиеся в Софии на втором этаже. Сравнивая росписи обоих храмов, можно проследить стилистические изменения в древнерусском искусстве за период, разделяющий эти памятники. В Михайловской живописи больше движения, разнообразнее позы, пропорции фигур вытянуты, мозаичная смальта несколько крупнее софийской, в палитре мозаик преобладают зеленые тона в сочетании с фиолетовым, розовым, серо-белым. В росписях заметно усиление графического начала, особенно в трактовке одеяний. Считают, что в создании михайловских росписей принимал участие известный древнерусский художник Алипий из Киево-Печерской лавры.
В настоящее время Софийский собор стоит среди бывших монастырских зданий — ценных памятников украинского зодчества XVIII века. Рядом с ним возвышается 76-метровая колокольня, покрытая богатым лепным декором. Своей праздничной архитектурой она выделяется среди окружающих сооружений и украшает общий силуэт города.
К югу от собора находится здание Трапезной, перестроенное в XIX веке в Теплую церковь. Ее своеобразный силуэт и выразительные архитектурные формы характерны для памятников украинской барочной архитектуры. Дом митрополита — двухэтажная монументальная постройка с пышным барочным фронтоном и художественным декором на фасадах — также изменял свой внешний вид на протяжении времени, однако в основном сохранил формы XVIII века. Здание расположено напротив главного входа в Софийский собор. Дом митрополита является одним из выдающихся образцов украинской гражданской архитектуры XVIII столетия.
К первой половине XVIII века относится строительство хлебни в юго-западном углу территории. В XIX веке здание это было перестроено в консисторию. Научно-исследовательские работы помогли установить начальные архитектурные формы памятника и определить его место в истории отечественной архитектуры.
Рядом с консисторией расположена двухъярусная Южная въездная башня, созданная в середине XVIII века. В XIX столетии здесь сохранялась часть консисторского архива. Венчает башню полусферический купол с высоким шпилем.
Севернее Софийского собора находится здание бурсы, построенное в 1763—1767 гг. Особый интерес представляет обрамление окон бурсы и лепной декор в верхней части пилястр. Здесь ощущается влияние русской архитектурной школы XVIII века. Здание представляет большой интерес как образец гражданской архитектуры.
Братский корпус (бывшие монастырские кельи) построен северо-западнее Софийского собора в 50-х годах XVIII века. На протяжении времени здание изменило свой облик. В 1970 году оно было реставрировано: отремонтированы фасады, восстановлена деревянная галерея, внутренним помещениям первого этажа возвращены архитектурные формы XVIII века. Сдержанные формы и деревянная галерея, напоминающая произведения народного зодчества, придают своеобразность общему виду этого памятника.
Со стороны Стрелецкого переулка сохранилась монастырская стена, возведенная в 1745—1746 гг. Такая стена окружала весь монастырь в XVIII веке. В западной части монастырской ограды находится Брама Заборовского — один из удивительных памятников украинского барочного искусства. Браму создал архитектор И. Г. Шедель в 1746 году. Она служила западным парадным въездом на территорию митрополичьего двора. Сочная лепка, покрывающая плоскости фронтона и арки, свидетельствует об участии в работах народных мастеров.